Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Право граждан на решение вопросов местного значения закреплено в Конституции Российской Федерации

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, то есть предусматривается непосредственное участие в его осуществлении и решении вопросов местного значения.
 
На территории муниципального образования население может непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления путем проведения публичных слушаний.
 
Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) определено, что для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
 
При этом Закон определяет исчерпывающий перечень вопросов, когда проведение публичных слушаний является обязательным. Так, согласно ч. 3 ст. 28 Закона на публичные слушания должны быть вынесены:
 
- проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
 
- проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
 
- проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объекты капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
 
- вопросы о преобразовании муниципального образования.
 
Следует иметь ввиду, что непроведение публичных слушаний по вышеперечисленным вопросам является основанием для признания нормативного правового акта, принятого без учета мнения населения, недействующим, ввиду нарушения процедуры его принятия.
 
Кроме того, органы местного самоуправления имеют право закрепить в уставе муниципального образования дополнительные вопросы, по которым проведение публичных слушаний будет обязательным.
 
Инициировать проведение публичных слушаний может население, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования.
 
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования самостоятельно. Закон предусматривает, что этот порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, также заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Дополнительные условия для проведения публичных слушаний  органы местного самоуправления определяют самостоятельно.
  
После окончания публичных слушаний их результаты должны быть официально опубликованы или обнародованы.